ФОРУМ ПО ЭЛЕКТРОНИКЕ



  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Электронный регулятор напряжения бортовой сети автомобиля
 Вт, 08.03.2011, 18:19 | Сообщение # 1        

Вадим

Пользователи

 Активность: 36   

Электромеханический, в котором с помощью вибрирующих контактов изменяется ток в обмотке возбуждения генератора переменного тока. Работа вибрирующий контактов обеспечивается таким образом, чтобы с ростом напряжения бортовой сети уменьшался ток в обмотке возбуждения. Однако вибрационные регуляторы напряжения поддерживают напряжение с точностью 5-10%, из-за этого существенно снижается долговечность аккумулятора и освети тельных ламп автомобиля.
Электронные регуляторы напряжения бортовой сети типа Я112 , которые в народе называют "шоколадка". Недостатки этого регулятора известны всем - низкая надежность, обусловленная низким коммутационным током 5А и местом установки прямо на генераторе, что ведет к перегреву регулятора и выходу его из строя. Точность поддержания напряжения остается, несмотря на электронную схему, очень низкой и составляет 5% от номинального напряжения.

Вот поэтому я решил сделать устройство, которое свободно от вышеизложенных недостатков. Регулятор прост в настройке, точность поддержания напряжения составляет 1% от номинального напряжения. Схема, приведенная на рис.1 прошла испытания на многих автомобилях, в том числе и грузовых в течение 2-х лет и показала очень хорошие результаты.


Рис.1.

Принцип работы

При включении замка зажигания напряжение +12В подается на схему электронного регулятора. Если напряжение, поступающее на стабилитрон VD1 с делителя напряжения R1R2 недостаточно для его пробоя, то транзисторы VT1, VT2 находятся в закрытом состоянии, а VT3 - в открытом. Через обмотку возбуждения протекает максимальный ток, выходное напряжение генератора начинает расти и при достижении 13,5 - 14,2В возникает пробой стабилитрона.

Благодаря этому открываются транзисторы VT1, VT2, соответственно транзистор VT3 закрывается, ток обмотки возбуждения уменьшается и снижается выходное напряжение генератора. Снижения выходного напряжения примерно на 0,05 - 0,12В достаточно, чтобы стабилитрон перешел в запертое состояние, после чего транзисторы VT1, VT2 закрываются, а транзистор VT3 открывается и через обмотку возбуждения снова начинает протекать ток. Этот процесс непрерывно повторяется с частотой 200 - 300 Гц, которая определяется инерционностью магнитного потока.

Конструкция

При изготовлении электронного регулятора, следует обратить особое внимание на отвод тепла от транзистора VT3. На этом транзисторе, работающем в ключевом режиме, 1ем не менее выделяется значительная мощность, поэтому его следует монтировать на радиаторе. Остальные детали можно разместить на печатной плате, прикрепленной к радиатору.

Таким образом, получается очень компактная конструкция. Резистор R6 должен быть мощностью не менее 2Вт. Диод VD2 должен иметь прямой ток около 2А и обратное напряжение не менее 400В, лучше всего подходит КД202Ж, но возможны и другие варианты. Транзисторы желательно применить те, которые указаны на принципиальной схеме, особенно VT3. Транзистор VT2 можно заменить на КТ814 с любыми буквенными индексами. Стабилитрон VD1 желательно установить серии КС с напряжением стабилизации 5,6-9В, (типа КС156А, КС358А, КС172А), при этом увеличится точность поддержания напряжения.

Настройка

Правильно собранный регулятор напряжения не нуждается в особой настройке и обеспечивает стабильность напряжения бортовой сети примерно 0,1 - 0,12В, при изменении числа оборотов двигателя от 800 до 5500 об/мин. Проще всего настройку производить на стенде, состоящем из регулируемого блока питания 0 - 17В и лампочки накаливания 12В 5-10Вт. Плюсовой выход блока питания подключают к клемме “+” регулятора, минусовой выход блока питания подключают к клемме "Общ”, а лампочку накаливания подключают к клемме "Ш" и клемме "Общ” регулятора.

Настройка сводится к подбору резистора R2, который изменяют в пределах 1-5 кОм, и добиваются порога срабатывания на уровне 14,2В. Это и есть поддерживаемое напряжение бортовой сети. Увеличивать его выше 14,5В нельзя, поскольку при этом резко сократится ресурс аккумуляторов.

К. Кострица

Кто собирал? Какие отзывы?

Прикрепления: 0261103.gif (3.9 Kb)


поправил Вадим - Вт, 08.03.2011, 18:29
 Сб, 12.03.2011, 18:49 | Сообщение # 2        

Вадим

Пользователи

 Активность: 36   

вот такая схема
Прикрепления: 3020577.gif (32.0 Kb)
 Вс, 13.03.2011, 21:45 | Сообщение # 3        

MAESTRO

^

 Активность: 5562   

Собирать не собирал, но чинил их предостаточно - похожая схема используется в отечественных авто. Почему то часто летят регулирующие транзисторы. А вторая схема чего, типа регулятор на современный лад?
 Вс, 27.11.2011, 10:27 | Сообщение # 4        

bars59

Пользователи

 Активность: 313   

Для использования в старых авто,чтоб избежать перезаряда из за плохих контактов в разъемах, держателях предохранителей и т.п советую доработать схему первого поста.В таком варианте измерительная часть регулятора подключается непосредственно к + акуммулятора..Точность поддержания напряжения увеличивается.
Прикрепления: 7994796.jpg (48.3 Kb)


поправил bars59 - Вс, 27.11.2011, 10:39
 Вс, 06.05.2012, 08:03 | Сообщение # 5        

nvz

Пользователи

 Активность: 5   

Восемь лет пользуюсь таким реле-регулятором, столько-же лет его терпит аккумулятор и не жалуется. Есть возможность поднять напряжение в зимнее время.
Прикрепления: 6014159.jpg (46.5 Kb)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Внимание! Форум переехал на Tehnodium.ru




© Форум по электронике Мобильная версия